Воин с большим оружием вселяет ужас в обычных солдат, но для шевалье он представляет не большую опасность, чем любой другой противник. Умелого воина убивают молотом или топором в трех случаях: либо застают врасплох в пылу сражения; либо он не может уклониться от удара из-за специфики поля боя или травм; либо же, как это бывает чаще всего, — он не успевает увернуться из-за плохой реакции.
Мы плохо отрабатываем бой против двуручного оружия, потому что сами его презираем. Мне кажется, это ошибка.
Надеюсь, в будущем ее исправят. Слишком уж много я повидал умелых воинов, погибавших из-за того, что пытались заблокировать щитом удар молота, вместо того чтобы отвести его. Я видел, как бойцы теряют хладнокровие (из-за страха или из-за гнева) и пытаются сражаться с таким воином один на один, полагая, что один удар им будет не страшнее удара легким мечом или кинжалом. В гуще боя даже хорошо обученный боец может подумать о таком. Кто не сумеет побороть в себе подобные мысли — погибнет.
Следите за оружием, но лишь для того, чтобы оценить его длину. В остальном же, как и во всех боях, о намерениях противника расскажут его бедра и плечи. Большое оружие опасно лишь в движении или при заносе над головой и ударе сверху. Умение уступать необходимо, но уступать следует только настоящей угрозе. Если противник двигается на вас, но не подготовился к удару, следует подбежать, рубануть и отойти в прежнюю оборонительную позицию, пока тот не подготовил удар. Возможно, для победы понадобится рубануть десять раз. Даже после девятого он может снести вам голову, если вы пренебрежительно отнесетесь к доступной для него дистанции.
Если же вы используете такое оружие сами, определите свою дистанции и не пытайтесь реагировать на противника, до которого не достаете. Вы не сможете перейти в защиту так же быстро, как с мечом и щитом. Оружие должно быть постоянно в движении, а в удары должна быть вложена нужная сила.
Короткий шаг в сторону может заставить противников подумать, что вы уходите с поля боя, и переключиться на оборону. С помощью этих приемов можно убить почти любого, кто выйдет против вас. Сражаясь в такой манере, вы будете чувствовать себя больше мясником, чем героем, но живые найдут чем себя утешить, а мертвые — нет.
— Мастер меча Массаче де Жан-Мьен, «Размышления о применении клинков», обязательное пособие в Академии шевалье